История создания вагонных весов насчитывает более 100 лет. Поскольку перемещаемые по рельсам вагоны, имели свою специфику, то для их взвешивания конструкторами и инженерами был создан целый ряд разнообразных, и весьма интересных технических решений для вагонных весов.
Ни один другой тип весов не имеет такого обилия различных принципов действия. Это и механические (рычажные), и гидравлические, и пневматические, и электромеханические (гибридные), и тензометрические, и оптические вагонные весы.
Однако, наибольшее распространение получили тензометрические весы, а именно, три основных типа - Весы платформенные, весы «датчик-шпала» и весы «датчик-рельс».
Вагонные весы платформенные
Платформенные или мостовые тензометрические вагонные весы – это прямые «наследники» механических рычажных весов. Конструкция весов, грубо говоря, представляет собой тензометрические датчики, на которые устанавливается грузоприемная платформа - «мост». (Рисунок 1).
Рисунок 1. Платформенные весы
Для обеспечения точности в широком температурном диапазоне в таких вагонных весах применяются датчики со сферическими опорными поверхностями, благодаря которым обеспечивается «самоцентрирование» грузоприемной платформы. Платформенные (мостовые) вагонные весы применяются при статическом взвешивании вагонов, взвешивании вагонов в движении на скорости до 15 км/час, или в режиме универсальных вагонных весов, то есть взвешивании, как в статике, так и в динамике.
Вагонные весы «датчик-шпала»
Первые конструкторские разработки таких весов появились ещё в 60-х годах 20 века, однако широкое применение нашли лишь сравнительно недавно - в начале 21 века. (Рисунок 2)
Рисунок 2. Весы «датчик-шпала»
Весы «датчик-шпала» представляют собой устройство взвешивания, не имеющее грузоприемной платформы. На специальные весовые опоры устанавливаются рельсы, что удешевляет всю весоизмерительную конструкцию. Такие весы применяются для взвешивания в движении на скорости следования до 60 км/час, однако, такая конструкция с успехом применяется, также, для взвешивания вагонов в статике.
Вагонные весы «датчик-рельс»
Весы «датчик-рельс» представляют собой переоборудованный в двухопорный датчик силы участок железнодорожного рельса. Такие весы были сконструированы сотрудником компании Weightronix - Джеком Калдикоттом (Jack Caldicott) и установлены на медных рудниках Чили (Рисунок 3).
Рисунок 3. Весы «датчик-рельс»
В основном, весы «датчик-рельс» применяются для взвешивания в движении на скорости до 60 км/час. Для статического взвешивания применение таких весов весьма проблематично, т.к. "весовые участки" рельса очень коротки, а установить колеса вагонов над ними сложно, тем более, что разные модели вагонов могут иметь различную колесную базу и количество осей.
Также, при выборе вагонных весов, следует обратить внимание и на некоторые другие моменты:
Рисунок 4. Определение массы вагонов в режиме статического взвешивания
Рисунок 5. Определение массы вагонов в режиме взвешивания в движении
Повагонное взвешивание является самым точным и удобным в эксплуатации способом. Весы с повагонным взвешиванием также могут быть использованы и для определения массы вагонов с жидкими грузами с вязкостью менее 59 мм2/с в движении. На рисунке 4 изображена иллюстрация повагонного взвешивания в движении.
Помимо перечисленных выше способов взвешивания, часто встречается «смешанное» взвешивание на универсальных весах. То есть, одни и те же весы имеют возможность взвешивать и в статике и в движении, потележечно для одних моделей вагонов и повагонно для других.
Итак, при взвешивании разнородных грузов по вязкости (менее 59 мм2/с), стоимости и т.д. лучше использовать универсальные платформенные вагонные весы, которые имеют режим повагонного взвешивания в движении, и режим статического взвешивания вагона в целом,.
При взвешивании в движении со скоростью до 10-15 км/ч малоценных грузов и грузов с вязкостью не менее 59 мм2/с рекомендуется использовать весы для потележечного взвешивания.
При необходимости взвешивания вагонов на более высоких скоростях, обычно используют весы «датчик-шпала» или «датчик-рельс» с установкой бесстыкового рельса. При увеличении скорости движения по весам класс точности весов снижается до 2,0 по ГОСТ 30414-96.
Для определения осевых нагрузок вагона, при условии наличия соответствующего программного обеспечения, может использоваться любая из трех конструкций весов.